воскресенье, 15 марта 2015 г.

Стихи Т.Г.Шевченко (для детей)

В школе задали выучить стихотворение Т.Г.Шевченко, пока искала подходящее, чтоб не длинное и не сложное, получилась подборка стихов.Может кому пригодится.
Рекомендую перевести страницу на украинский язык.

Не ревнуй богатом:
Богатый не знает
Ни дружбы, ни любви -
Он все то нанимает.
Не ревнуй могучий,
Ибо заставляет.
Не ревнуй и славном:
Славный хорошо знает,
Что ни его люди любят,
А то тяжелую славу,
Что он тяжелыми слезами
Вылил на забаву.
А молодежи как сойдутся,
И любо и тихо.
Как в раю, - а смотришь:
Шевелится беда.

Не ревнуй же никому,
Смотри вокруг себя:
Нету рая на всей земле,
И нет и на небе.

****

Ветер с рощей разговаривает,
Шепчет с осокой;
Плывет лодка по Дунаю
Один за водой.
Плывет лодка воды полный,
Никто не останавливает;
Кому слюнит, - рибалонькы
На свете нет.
Поплыл лодка в синее море,
А оно заиграло -
Поиграли горы-волны -
И скипок не стало.

Недолгий путь - как лодочные
К синему морю -
Сироты на чужбину,
А там - и к горю.
Поиграют добрые люди,
Как холодные волны;
Потом себе посмотрят.
Как сирота плачет;
Затем спроси, где сирота, -
Не слышал и не видел.

****

"Мне тринадцати проходило"

Мне тринадцать было.
Я пас ягнята за селом.
То ли так солнышко сияло,
Так мне чего было?
Мне так приятно, любо стало,
Как будто в Бога ......
Уже прокликалы в долю,
А я в бурьяне
Молюсь Богу ... И не знаю,
Чего маленьком мне
Тойди так приветливо молилось,
Чего так весело было.
Господа небо, и село,
Ягненок, кажется, веселилось!
И солнце грело, не пекло!
Но недолго солнце грело,
Недолго молилось ...
Отчаянно, покраснело
И рай зажгло.
Как проснулся, смотрю:
Село почернело,
Бог небо голубее
И то поблекла.
Посмотрел я на ягнята -
НЕ мои ягнята!
Обратился я на дома -
Нет у меня дома!
Не дал мне Бог ничего! ..
И хлынули слезы,
Тяжелые слезы! .. А девушка
При самой дороге
Недалеко возле меня
Посконь выбирала,
И услышала, что я плачу. / 37 /
Пришла, поздравила,
Втирала мои слезы
И поцеловала ...
Как будто солнце засияло,
Как будто все в мире стало
Мое ... поля, рощи, сады! ..
И мы, шутя, погнали
Чужие ягнята к воде.
Вздор! .. А до сих пор, как вспомню,
То сердце плачет и болит,
Почему Господь не дал дожить
Малого возраста в том раю.
Умер бы, Паша на ниве,
Ничего бы на свете не знал.
Не был бы в мире юродивым.
Людей и [Бога] он не проклял!

****
"Завещание"

Как умру, похороните
Меня на могиле
Среди степи широкой
На Украине милой,
Чтобы поля широкополые,
Днепр и кручи
Было видно, было слышать,
Как ревет ревущий.
Как понесет с Украиной
В синее море
Кровь враждебную ... Отойди я
И поля и горы -
Все брошу и полыни
До самого Бога
Молиться ... а к тому
Я не знаю Бога.
Похороните и вставайте,
Кандалы порвите
И вражьей злой кровью
Волю окропите.
И меня в семьи большой,
В семьи вольной, новой,
Не забудьте помянуть
Незлым тихим словом.

****
Ревет и стонет Днепр широкий,
Сердитый ветер завива,
Вниз ивы гнет высокие,
Горами волну задирает.
И бледный месяц на ту пору
Из облака де-де выглядел,
Словно лодка в синем море,
Так разгорался, то затихал.
Еще третьи петухи не пели,
Никто нигде не шумел,
Сычи в роще перекликались,
И десен неоднократно скрипов.

****

Не гонись на богатой,
Потому выгонит из дома.
Не гонись на убогой,
Потому что будешь спать.
Женись на вольной воле,
На казацкой судьбы:
Которая будет, такая и будет,
Или голая, то и гола.
Но никто не досаждает
И не развлекает -
Чего болит и где болит,
Никто не спрашивает.
Вдвоем, говорят, и плакаты
Как легче будто;
Не идут: легче плакать,
Как никто не видит.

****

ЧЕГО МНЕ ТЯЖЕЛО, ЧЕГО МНЕ СКУЧНО

Чего мне тяжело, чего мне скучно,
Чего сердце плачет, рыдает, кричит,
Как ребенок голодный? Сердце мое трудное,
Чего ты хочешь, что у тебя болит?
Или пить, или есть, или баиньки хочешь?
Усни, мое сердце навеки усни,
Невкрите, разбито - а народ навесной
Пусть бесится ... Закрой, сердце, глаза.

****

А я в рощу ходила.
А я в рощу ходила
по цветок
вот какую!
А там, дерева - люли,
и все так кукушки:
ку-ку!

Я зайчика встретила,
дремал он на холме.
Была бы его поймала кукушка излякала:
ку-ку!

****

Зацвела в долине
Красная калина,
Будто засмеялась
Девушка-ребенок.
Любо, любо стало,
Птичка обрадовалась
И защебетала.
Услышала девушка,
И в белой свитке
С беленькой дома
Вышла погулять
В рощу на долину.
И вышел к ней
С зеленой рощи
Казак молоденький;
Целует, приветствует,
И идут по долине
И идя поют.

****
Метель.

Стемнело; ночь заходит,
месяц из облака не получается;
ни звездочки не мечтает,
только снег кругом белеет.

Вот вскочила метель,
заклубилась долина,
и кипит мороз в поле,
на пространстве и на свободе,

****

Поставлю дом и комнату,
Сад-райочок насажу.
Посижу я и происхожу
В своей маленькой благодати.
И в один и-одиночестве
В саду буду отдыхать.
Приснятся детишки мне,
Веселая приснится мать,
Древнее-бывший ясный
Приснится сон мне! .. И ты! ..
Нет, я не буду спать,
Ибо ты приснишься. И в малый
Райочок мой спидтиха-тихая
Подкрадешься, наделаешь бедствия ...
Зажжешь рай мой одинок.

****

Бриллиант дорогой на дороге лежал, -
Тем большим путем народ всякий шло,
И никто не узнал бриллианта того.
Шли много людей и топтали его,
Но раз тем путем кто чудесный шел,
И в пыли на пути бриллиант он нашел.
Камень дорогой он сразу узнал,
И домой принес, и хорошенько, как знал,
Обработал, обточив удивителен тот камень,
И вставил его в драгоценный венец.
Произошло чудо тогда: камень засиял,
И лучами ясным всех людей удивил,
И палящим огнем кольористе блестит,
И лучи его всем глаза слепит.
_____

Так в пыли на пути наш язык был,
И охотник рука ее с пылу взяла.
Полюбила ее, обработала ее,
Положила на ню все силы свои,
И в народный венец, как в оправу, ввела,
И, как звезду ясную, выше облаков преподнесла.
И назло врагам засияла она,
Как алмаз дорогой, как и звезда светлая.
И сеять возраст, пока солнце стоит,
И злым врагам будет глаза слепит.
Пусть же те враги понимиють скорее,
Наша же речь сия ежечасно яснее!
Пусть ценным добром она будет у нас,
Чтобы и сам удивился в могиле Тарас,
Чтобы, взглянув сам на создание свое,
Он благоговейно сказал: «Откуда нам сеет ?!»

****

Учитесь, братья мои!
Думайте, читайте,
И чужому учитесь, -
Своего НЕ понимает:
Ибо кто мать забывает,
Того Бог наказывает,
Чужие люди сторонятся,
В дом НЕ пускают,
Свои дети - как чужие,
И имеется взлома
На всей земле безконечной
Веселого дома.
Обними же, братья мои,
Наименьшего брата, -
Пусть мать улыбнется,
Заплаканная мать!
Благословит своих детей
Твердыми руками,
И омытых поцелуй
Вольными устами!
И забудется срамотня
Давняя время,
И оживет добрая слава,
Слава Украины,
И свет ясный, невечерний,
Новый засияет ...
Обнимитесь же, братья мои,
Молю вас, умоляю!

****

Проходят дни, проходят ночи,
Проходит лето, шелестит
Пожелтевшие листья, гаснут глаза,
Заснули думы, сердце спит,
И все уснул, и не знаю,
Или я живу, или доживаю,
Так по миру волочусь,
Уже не плачу и не смеюсь ...

****

Судьба, где ты! Судьба, где ты?
Нет никакой,
Когда доброй сожалению, боже,
Дай злой, злой!
Не дай спать ходячему,
Сердцем замираты
И гнилой колодой
По миру валяться.
Дай жить, сердцем жить
И людей любить,
А если нет ... то проклинать
И мир зажечь!
Страшно впасть в кандалы,
Умирать в неволе,
А еще хуже - спать, спать
И спать на свободе,
И уснуть навек-века,
И следа не бросят
Никакого, одинаково,
Жил, погиб!
Судьба, где ты, доля, где ты?
Нет никакой!
Когда доброй сожалению, боже,
Дай злой! злой!

21 декабря 1845,

****

Заря моя вечерняя,
Сойди над горой,
Поговорим тихонечко
В неволе с тобой.

Расскажи, как за горой
Солнышко садится,
Как у Днепра радуга
Воду долг.

Как широкая сокорина
Ветви распустила ...
А над самой водой
Ива склонилась;

Вплоть до воде разослала
Зелении ветви,
А на ветвях качаются
Некрещеные дети.

****
Расти, расти, моя птичка.
Мой маковый цветет,
Развивайся, пока твое
Сердце не разбито,
Пока люди не дозналы
Тихой долины.
Дознаються - поиграют,
Засушит и бросить.
Ни молодые годы,
Увитые красотой,
Ни карие глаза,
Умытые слезой,
Ни сердце твое тихое,
Добрее девичья
НЕ заменит, не покроет
Неситии глаза.
Найдут злые и окрадуть ...
И тебя, убогую
Бросят в ад ... замучаешься
И проклянут Бога.
Не цветет, мой цветет новый,
Нерозвитий цветет,
Зовьянь тихо, пока твое
Сердце не разбито.

http://vk.com/club53559469

Комментариев нет :

Отправить комментарий

Спасибо ,что заглянули ко мне ,рада Вашим комментариям ,я всегда их читаю .